Улучшаем преподавание – анализ занятия
«И-РО-ХА»* МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА
* И-РО-ХА – イロハ – азбука, основы, азы
ФУРУКАВА Ёсико
Специально назначенный инструктор
Международного центра японского языка
|
От преподавателей японского языка, работающих за рубежом, часто поступают такие пожелания: «Хочу познакомиться с методикой преподавания», «Прошу предоставить методы работы в аудитории, которые можно было бы сразу применить».
В разделе «И-РО-ХА методики преподавания японского языка» специально назначенные инструкторы Международного центра японского языка будут в доступной форме разъяснять людям, не изучавшим методику преподавания японского языка, основные теоретические и практические положения, относящиеся к преподаванию, такие, как «общий дизайн учебного курса», а также «чтение», «разговорная речь», «аудирование», «система оценок» и пр. Те из вас, кто уже преподает японский язык, могут использовать эти материалы для того, чтобы укрепить и еще раз проверить свои познания.
|
В процессе преподавания возникают различные переживания, такие, как «занятие проходит как-то не так», или «японский язык у учеников никак не продвигается». Для того, чтобы решить эти проблемы, преподавателю нужно прежде всего проанализировать собственный метод преподавания, чтобы выявить проблемы и задачи, а также определить причины их возникновения. Кроме того, нужно перенимать и внедрять новые методы решения этих проблем и проверять их эффективность. В этой статье представлены конкретные виды работы по анализу занятия как одного из шагов по улучшению преподавания. Эту работу можно проводить как самостоятельно, так и на совместных с коллегами-преподавателями семинарах.
ЧТО ЗНАЧИТ «УЛУЧШАТЬ ПРЕПОДАВАНИЕ»
«Улучшать преподавание» означает продумать и осуществить на практике (= реально обучать) более эффективный по сравнению с существующим метод преподавания. Все необходимое для улучшения преподавания можно свести к двум пунктам: (1) изучение и приобретение новых знаний и навыков в области преподавания и обучения японскому языку; (2) анализ собственного способа преподавания. На рис. 1(2) представлены четыре этапа улучшения преподавания. Это ① обнаружение проблемы, ② составление плана улучшения, ③ осуществление улучшения, ④ оценка улучшения/анализ действий.
Я считаю, что преподаватель растет благодаря постоянному анализу собственных занятий и внесению улучшений в свой метод преподавания. Процесс последующего анализа своих мыслей и поступков называется «самоанализом». Я думаю, что, научившись самоанализу для улучшения своего метода преподавания путем анализа своих повседневных занятий, преподаватель может развиваться.
Здесь мы рассмотрим на примере (2) конкретные методы анализа, а также последовательность действий, ведущих к улучшению метода преподавания.
Рис. 1 Улучшение метода преподавания
(1) Овладение знаниями и техниками в области преподавания японского языка и теории обучения, а также смежных областях;
(2) Анализ собственного метода преподавания
1. Обнаружение проблемы: Как я преподаю? В чем проблема?
2. План улучшения: Что надо сделать для улучшения?
3. Проведение улучшения: реализовать один пункт из плана улучшения;
4. Оценка улучшения и анализ действий: План сработал? Что стало понятно?
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ЯПОНСКОМУ ЯЗЫКУ
Возможно кто-то подумает, что легко сказать «проанализируйте занятие», а что именно и как анализировать? Отвечая на вопрос, что именно анализировать, можно привести следующие три пункта:
① Свой метод преподавания и способ, которым обучаются учащиеся;
② Роль учащихся и обучения японскому языку в регионе и обществе;
③ Мое прошлое и будущее как преподавателя японского языка.
Если сосредоточиться на любом из этих пунктов, то вы наверняка сможете конкретно его проанализировать. Подумав затем над периодом или областью, подлежащей анализу (например, курс в целом или одно занятие), можно определить, каким именно способом проводить анализ.
Думается, что в случае анализа собственного метода преподавания самое близкое для преподавателя – это анализ повседневных занятий. Многие из вас с этой целью наверняка ведут дневник занятий и делают заметки в классе. Существуют чек-листы, которые являются одним из способов анализа каждодневных занятий.
В чек-лист заносится все, что вы сами считаете важным с точки зрения проведения занятия, цели на урок и другие пункты, а после занятия вы с помощью чек-листа можете проверить, осуществили ли все запланированное, достигнуты ли поставленные цели. Посмотрим, как использовать чек-лист, на примере преподавателя А.
Преподаватель А обучает студентов второго курса университета, специализирующихся на японском языке. Он имеет пятилетний опыт преподавания. У него нет особых проблем с преподаванием на начальном уровне, но у него есть ощущение, что этого недостаточно и что есть что-то, что можно было бы улучшить. Он составил чек-лист и использовал его на протяжении трех недель. Ниже представлен фрагмент этого чек-листа (Японский фонд 2010, стр. 29-30).
Чек-лист
|
|
16 февраля |
19 февраля |
|
Содержание урока |
«Японский язык для всех», урок 38 |
«Японский язык для всех», урок 39 |
|
1) Урок прошел успешно? |
○ Ролевая игра прошла по плану |
△ Вопросы по лексике заняли много времени |
|
2) Студенты усвоили целевые знания? |
△ Одна группа не закончила ролевую игру |
× Все время ушло на ответы на вопросы, ролевую игру провести не удалось |
|
3) Все ли студенты участвовали в занятии? |
○ Все активно участвовали |
○ Было много вопросов |
|
4) Было ли занятие интересным для студентов? |
? Поскольку все участвовали активно, видимо, занятие было интересным. |
○ Во время просмотра видело задавали вопросы про Японию |
С помощью этого чек-листа преподаватель А хочет проверить, успешно ли прошло занятие, получили ли учащиеся знания, усвоение которых было целью занятия, активно ли они участвовали в занятии и было ли занятие интересным для них. По каким же действиям, своим и учащихся, он может подтвердить каждый из этих пунктов?
Прежде всего, пункт (1), «прошло ли занятие успешно», можно комплексно оценить, ответив на следующие вопросы: удалось ли объяснить весь намеченный учебный материал, развивался ли урок по намеченному плану, удалось ли провести урок без изменений в цели урока, несмотря на неожиданности, не возникло ли каких-либо особенных проблем. Пункт (2), «усвоили ли учащиеся целевые знания», можно определить по тому, насколько успешно они выполнили действия, подтверждающие достижение намеченных целей. Пункт (3), «все ли учащиеся участвовали в занятии», определяется по их ответам на вопросы преподавателя и количеству высказываний. И, наконец, о пункте (4), «было ли занятие интересным для учащихся», можно в какой-то мере судить по выражению лиц и степени участия в занятии, однако узнать, что они чувствовали на самом деле, мы не можем. При желании более подробно выяснить п.(4) можно провести анкетирование учащихся. Таким образом, используя различные способы анализа, можно получить информацию, которую вы не получите, просто воспроизводя в памяти свои впечатление как преподавателя. Размышляя о том, что вы таким образом узнали, вы ясно увидите задачи, которые стоят перед вами в свете вашего метода преподавания. Затем вы рассмотрите, с чем связаны эти задачи. Это, в свою очередь, приводит к анализу знаний о содержании собственного обучения и техник преподавания, установлению новых целей и понимания того, как должен развиваться учебный курс в целом. Благодаря постоянному проведению анализа каждого занятия перед вами вырисуется план улучшений метода преподавания.
АНАЛИЗИРОВАТЬ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
Среди читателей наверняка найдутся те, кто в одиночку не сможет определить, в чем состоят задачи. В таких случаях я рекомендую в целях более эффективного, а также более объективного анализа проводить его вместе с другими преподавателями. Во время объяснения другому человеку вы лучше понимаете свои проблемы, а также, возможно, получаете совет. И даже те, кто точно знает свои задачи, обсуждая это с другими людьми, могут узнать мнения каждого с различных точек зрения и получить решения, о которых не подумали сами, что будет полезно для осуществления улучшений. К примеру, организация учебной или исследовательской группы для коллег-учителей может стать хорошей возможностью для анализа. Более простой способ – поговорить с коллегой прямо на рабочем месте, что также может стать важной возможностью для анализа.
Я призываю вас найти для себя способ анализа, который будет для вас легким и принесет удовольствие, с тем, чтобы продолжить свое образование в качестве преподавателя.
Справочная литература
-
Японский фонд (2010), Серия материалов по методике преподавания 13 – Улучшаем преподавание 『国際交流基金(2010)『国際交流基金日本語教授法シリーズ13 教え方を改善する』- Кокусай корю кикин — Кёдзюхо кёдзай сиридзу 13 – Осиэката-о кайдзэн-суру), изд-во «Хицудзи сёбо» (ひつじ書房).