Фестиваль кино
Часы работы:
пн вт ср чт пт сб вс
10:00-18:00 10:00-18:00
23 октября 2013 г.

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ "ЧТО ТАКОЕ ЯПОНИЯ" — ноябрь 2013

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ "ЧТО ТАКОЕ ЯПОНИЯ"

 

Лекцию проведет художник Мияяма Хироаки, чья выставка «Образы Гэндзи Моногатари» проходит в Государственном музее Востока с 15 ноября по 8 декабря в рамках фестиваля «Японская осень 2013».

Дата и время: 18 ноября, 18:00

Место: Лекционный зал Отдела японской культуры «Japan Foundation»

Тема лекции: Что такое красота Японии

  1. Рождение «нихонга»
  2. Современность и Япония
  3. Картины до современной эпохи
  4. Что такое красота Японии

«Нихонга», которую принято считать традиционной японской живописью, в действительности появилась в противовес европейской живописи «ё:га», появившейся в эпоху Мэйдзи вместе с хлынувшей в Японию западноевропейской культурой и системой ценностей.

Для сохранения традиционного японского искусства, живопись «нихонга» приняла схожий с европейской живописью вид: произведения нихонга обрамлялись и экспонировались на стенах музея, что символизировало принятие системы ценностей современной эпохи.

 Японская живопись до современной эпохи, не относящаяся к «нихонга», являлась предметом домашнего обихода. В эпоху Эдо, когда японская культура достигла пика своего развития, все предметы быта были одновременно несли и декоративную функцию, а среди изделий прикладного искусства той эпохи можно найти множество примеров того, как декоративная нагрузка сильно превзошла функциональную. Картины сохраняли свою функциональность в виде перегородок и ширм, а также свитков-какэдзику.

Принципиальное отличие японского искусства от современного западноевропейского искусства  заключается в том, что японские художники не пытаются в своих произведениях отобразить свою индивидуальность. Для японцев традиционным является не подчеркивание индивидуальности, а сохранение гармонии. Выражение собственной индивидуальности означает подчеркивание отличительных черт по сравнению с другими, что ведет к столкновению с окружающими людьми. Отказ от самовыражения означает отсутствие конфликта.

Новая эпоха, начало которой положила Европа, поставила во главу угла индивидуума, в связи с чем важной темой стал поиск индивидуальности и свободы. Поиск собственной индивидуальности непременно ведет к столкновению с чужой индивидуальностью. Нет ли в этом иллюзии, подобной тому, что демократия гарантирует индивидуальность и свободу? Прошло около 60 лет после окончания Второй мировой войны и установления в Японии демократии, однако до сих пор в Японии практически нет людей, воспевающих индивидуальность и свободу.  Люди стремятся к сосуществованию с внешним миром и обогащению личности. В данном случае под «внешним миром» подразумеваются и природа и люди, окружающие человека. По сравнению с тем, как поиск индивидуальности вызывает к столкновению со свободой, сосуществование с внешним миром ведет к обогащению личности.

До вторжения новой эпохи, почти на протяжении 1000 лет Япония шла по этому пути. То, что в эпоху Хэйан было доступно только членам аристократии, в эпоху Эдо стало доступным простому народу.

Вероятно, подлинный облик японской красоты спасет мир. 

 

О лекторе:

Хироаки МИЯЯМА

Родился в Токио в 1955 году.

В 1979 году окончил магистратуру университета Цукуба по специальности изобразительное искусство.

В 89-89 гг. в рамках программы Правительства Японии для художников стажировался в США и Бельгии.

С 1997 проводит мастер-классы на Тайване, в Бельгии и в Литве.

В 2007 году вошел в состав жюри Новосибирской биеннале графики.

В 2012 году стал куратором японского павильона Новосибирской триеннале графики.

С 1985 года и по настоящее время проводит частные выставки, а также участвует в международных биеннале и в совместных выставках как на территории Японии, так и за рубежом: Нью-Йорке, Франции, Италии, Голландии, Польше, Бельгии, Португалии, Чехии, России и др.

Его работы входят в коллекции музеев Америки, России (в том числе ГМИИ им.А.С.Пушкина и Государственного музея Востока), Бельгии, Тайваня, Китая и пр.

В настоящее время является главой издательской студии «УЦУСИ», членом Международной ассоциации художников Printsaurus. Преподает на художественном отделении школы Мацудо префектуры Тиба.

E-mail:
© 2012 – 2024 Центр Японской Культуры «The Japan Foundation»